#логист #импорт #вэд #таможнное_оформление #сертификация #логистика #грузоперевозки #транспортная_компания #доставка_китай #таможенный_брокер #декларант
— И все же товарооборот между Россией и Китаем растёт…
— А как китайские производители реагируют на такие нововведения?
— Картина торговли между Россией и Китаем кажется чуть ли не образцовой. Неужели никаких сложностей не возникает?
— Мы все про ввоз. А китайцы российское в ответ закупают?
— Как пришли именно к такому формату работы?
— А как в случае взаимодействия с ВЭД компаниями проходят финансовые дела? Это частичная или 100% предоплата?
— По нашей статистике, с 2022 по 2023 год импорт из КНР в Россию вырос примерно на треть. В 2024-м он также продолжил расти. Объём поставок увеличился кратно от года к году, и мы уже были в этом бизнесе, поэтому подхватили волну и выстроили работу соответственно объёмам. И, как результат, за неполных 4 года работы с 5 человек сейчас в компании 55 сотрудников в 4х городах РФ.
— Они «вешаются», потому что на условном складе, нужно обклеить весь товар, который пришёл. Не просто обклеить коробку, а достать обувь из неё, наклеить QR-код, положить ботинки обратно, закрыть упаковку и наклеить на неё маркёр. Затем все это необходимо положить в мастер-коробку и обклеить ещё и её. Поставка в Россию может быть и, например, из 50 тысяч пар обуви. Понятно же, что это приведёт к удорожанию.
Зато мы все можем отсканировать QR-код и узнать, что обувь произвели (неожиданно!) в Китае. Вот вы хоть раз при покупке смотрели на «Честный знак»? Изменилось ли ваше решение после ознакомления с информацией? А нам порой приходится неделями переписываться со службой поддержки, чтобы они зафиксировали передачу товара от одного поставщика другому. Однажды распечатали историю «общения» - получилось 17 листов.
— Для нас главная проблема — склонность государства к регулированию товарооборота. Речь про «Честный знак» (18+). Понятно, что есть специфичные группы товаров, в которых часто встречается контрафакт, который может нанести вред. Но у нас зачастую при внедрении участники ВЭД сталкиваются с несовершенством программного обеспечения. И вот уже фура с товаром стоит на границе, потому что у оператора «Честного знака» зависла программа, а таможня не пропускает без маркировки. Такое «стояние» длится по несколько часов…
— Услугами ВЭД предприятий они пользуются реже, потому что у них в России процесс хорошо отлажен. Но фуры обратно, конечно, пустыми не возвращаются. Как правило, они загружены продуктами: мукой, сухим молоком, мороженым и другими товарами.
— Начали в 2021 году. Изначально было 2 партнёра, которые работали в смежных областях. Нашли точки соприкосновения, пригласили несколько знакомых для ведения бухгалтерии, заполнения деклараций и прочего. Связи с китайскими партнёрами у нас уже были, опыта тоже в достатке.
Определили твёрдое следование договорённостям по срокам, ценам и условиям в качестве главного принципа и следуем ему.
Достаточно быстро мы осознали, что коллектив в нашей сфере — залог развития. Большинство сотрудников (а их сейчас более 55) пришли к нам по «сарафанному радио». В нашей отрасли очень высокий порог вхождения: для того, чтобы «встать на ноги» сотруднику требуется не менее полугода. Но мы на это шли, налаживали взаимодействие отделов, развивали новые смежные направления (даже был свой автопарк грузовиков, чтобы полностью вести под ключ все сделки). Вышли на уровень работы, когда все потребности и запросы клиентов решали своими силами: поиск поставщиков, доставка по КНР, консолидация и отправка груза из КНР в РФ, таможенное оформление, выгрузка и хранение на территории РФ, отправка в адрес клиента — это позволило существенно снизить издержки и отвечать за процесс самим.
В феврале 2022-го года сильно поштормило, как и всех. Но грузы продолжали идти, договорённости свои выполняли в полном объёме, и, в процессе усилений санкционного давления, все больше товаров шло из КНР.
— Опять же, все зависит от компании, к которой вы обращаетесь. Кто‑то просит полную оплату услуг, кто‑то, как мы, берет часть суммы для оплаты товара на фабрике. Партии бывают очень крупные, а товары специфичные. Логично, что ВЭД компания не всегда может оплатить, например, покупку строительной техники.
В нашем случае, если речь не идёт об особенном грузе, то взаимодействие идёт следующим образом: просчитываем все затраты, а затем фиксируем их в договоре. Указанная в нем сумма и будет финальной ценой, которую клиент платит за товар.
— Вы уже перечислили множество нюансов, не зная которых специалисты ВЭД могут попасть впросак. Как обеспечивается надёжность поставок?
— У всех свои схемы и принципы работы. Особенность нашей сферы в том, что предоставить классическую страховку невозможно — ВЭД компании не являются производителями товара. Они сначала его покупают, затем «продают» клиенту.
Если говорить о формате, к которому пришли мы, то это договор с клиентом, в котором «Рубикон Импорт Групп» берет груз под свою ответственность. Далее мы сами следим за тем, чтобы «потеряшек» не было. И их на нашем опыте нет.
Более того, был случай работы с клиентом, который заказал доставку уже приобретённого товара, а после понял, что выбранный им самостоятельно продукт — не то, что нужно. Формально, это вообще не было нашей проблемой. Но компания вошла в положение и выкупила товар, а затем реализовали его заказчику, которого тот устроил. Но об аналогичных случаях взаимодействия с заказчиком у наших коллег по отрасли мы не слышали.
— Наше основное направление — суша. В доставке по воздуху много нюансов. При необходимости, подсказываем клиентам подходящие компании. Некоторые грузы отправляем морем. Как правило, речь об очень тяжёлых. Допустим, технике. Фура не может перевезти больше 22,5 тонн. Тогда мы отправляем товар на судне.
Бывают также дополнительные требования от клиентов. К примеру, об отсутствии перекладки. Зачастую мы перераспределяем товары из больших фур в машины поменьше. Если для клиента важно, чтобы его партия была доставлена на одном виде транспорта, мы отправляем её морем. Чтобы было понятно, так поступаем с новогодними игрушками. Они загружаются с фабрики в контейнер, отгружается на паром, а затем клиент в этой же «упаковке» получает свой заказ. Но подобное случается не слишком часто.
— Мы вот говорим про фуры. А другими видами транспорта пользуетесь?
— Что насчёт географии поставок? Есть ли у дальневосточного ВЭД специализация на определённых провинциях КНР, ограничения по доставке?
— Могу говорить на примере «Рубикон Импорт Групп». Китайский рынок отправки и перевозки товаров хорошо поделён на зоны. Доставить мы можем со всего Китая, но большая часть потоков идёт через Центр и Север — это вопрос логистики. Если мы берём сухопутные пути, то поставлять «южные» товары через Казахстан и Забайкалье выгоднее. Но это когда речь идёт о массовом и регулярном товарообороте.В целом же, мы можем организовать доставку из любой части Китая в любую точку России.